Пн-Пт 08.00-20.00
Сб 08:00-15:00. Вс выходной

Хронический кашель - какие могут быть причины

Кашель — это нормальное и необходимое явление. Он является обычной процедурой очищения дыхательных путей от накопившихся пыли и слизи. Но иногда эта полезная реакция становится длительной и неприятной. Если кашель продолжается более восьми недель, он называется хроническим. Справиться с ним бывает гораздо сложнее, чем с его более распространенными, недолговечными формами.

Когда стоит беспокоиться

Хотя хронический кашель далеко не всегда говорит о серьёзной болезни, некоторые симптомы требуют немедленной медицинской помощи:

• температура, особенно если она высокая или длительная;
  • обильное выделение мокроты;
  • кашель с кровью;
  • затруднённое дыхание;
  • необъяснимая потеря веса;
  • постоянная слабость, усталость;
  • потеря аппетита;
  • непонятная боль в груди;-
  • ночная потливость;
  • сильные хрипы.

При вышеперечисленных симптомах следует без промедления обратиться к врачу, так как они могут свидетельствовать об опасном для жизни заболевании.

Хронический кашель - какие могут быть причины

Чаще всего хронический кашель провоцируется следующими факторами:

1. Курение. Почти все курильщики кашляют. Особенно те, кто регулярно курит уже более пяти лет кашель.

2. Астма. У некоторых людей именно кашель, а не хрипы, является основным симптомом астмы.

3. Постназальный капельный/кашлевой синдром верхних дыхательных путей. Многие люди с хронически воспаленными носами от ринита или риносинусита имеют сверхчувствительную голосовую щель, что и вызывает кашель. Точная причина этого симптома до сих пор исследуется, и варьируются от местного раздражения по причине капания слизи в горло, до генерализованной сенсибилизации всего верхнего дыхательного пути.

4. Гастроэзофагеальный рефлюкс (желудочная кислота в пищеводе): кашель возникает, когда кислота из желудка попадает обратно в пищевод/горло. При этом не всегда есть сопутствующее ощущение изжоги или дискомфорта в верхней части живота. Иногда самого кашля достаточно, чтобы вызвать рефлюкс, в результате чего образуется порочный круг.

5. Апноэ во сне. Это распространенное состояние, которое может вызвать кашель как само по себе, так и через стимулирующий рефлюкс при коллапсе дыхательных путей.

6. Хроническая обструктивная болезнь лёгких. Вызывается это медленно прогрессирующее заболевание курением и работой в неблагоприятных условиях (пыль, химикаты).

Менее распространенные причины:

1. Инфекция. Такие состояния, как коклюш, бронхоэктазы, микоплазмы и туберкулез, также могут сопровождаться постоянным кашлем, который обычно бывает влажным (с мокротой).

2. Аспирация. Попадание в дыхательные пути пищи или жидкости может вызвать кашель и удушье при еде/питье. Чаще всего это происходит у людей с неврологическими проблемами (например, инсульт, черепно-мозговая травма), а также после операции на шее или груди, которые вызывают паралич голосовых связок. Для подтверждения диагноза может потребоваться формальная оценка глотания.

3. Лекарства. Ингибиторы АПФ, класс препаратов, используемых для контроля артериального давления, вызывают кашель как распространенный побочный эффект. Другие лекарства могут вызвать кашель, вызывая чрезмерное высыхание слюны или выработку слизи

4. Сердечные заболевания. Сердечная недостаточность может проявляться сухим или слегка влажным кашлем, который усиливается при лежании на животе. При этом присутствуют другие симптомы проблем с сердцем, например, одышка, боль в груди, опухшие лодыжки.

5. Нейрогенный кашель/ сенсорный нейропатический кашель. Эта проблема может быть связана с «чрезмерно активными» нервами. Этот же механизм вызывает фантомную боль или невралгию тройничного нерва. Небольшая доза лекарства, успокаивающих нервы, иногда может быть очень эффективной для этой группы пациентов.

Как видим, причины хронического кашля довольно многочисленны. Поэтому постановка диагноза при этом симптоме часто требует доскональных обследований.

Лечение и профилактика кашля

Независимо от причины, вызвавшей хронический кашель, специальные профилактические меры помогут уменьшить его интенсивность. Если вы часто кашляете, вот вам несколько советов:

•  регулярно увлажняйте и проветривайте помещение, в котором находитесь;
  • пейте побольше воды;
  • избавьтесь от привычки постоянно «прочищать горло» во время разговора;
  • бросьте курить;
  • избегайте вдыхания как холодного, так и горячего воздуха;
  • не ешьте острую пищу, раздражающую горло.

Ни в коем случае не следует пытаться самостоятельно убрать кашель препаратами, подавляющими кашлевой рефлекс. Их назначают только при сухом, непродуктивном кашле. Если же он влажный, они могут вызвать застой мокроты в дыхательных путях, с последующим развитием пневмонии.

Лечить хронический кашель следует в зависимости от основного заболевания, его вызвавшего.

Самолечение, без постановки правильного диагноза, может привести к усугублению состояния.

Рефлексотерапевт
Кардиолог