Пн-Пт 08.00-20.00
Сб 08:00-15:00. Вс выходной

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых

Поведение взрослого человека, страдающего синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), может мешать его карьере и создавать трудности при общении с другими людьми.

Поэтому данное расстройство необходимо правильно диагностировать и лечить. Многие ошибочно полагают, что оно свойственно только детям и подросткам. Но на самом деле им страдают люди любого возраста. Без адекватного лечения, оно может продолжаться всю жизнь.

Причины СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это не результат плохого воспитания, как многие ошибочно полагают, а генетически обусловленное заболевание, которое обычно проявляется в первые годы жизни. Оно напрямую связано с мозговыми нейробиологическими изменениями. С годами выраженность симптомов дисфункции обычно уменьшается, но полностью вылечить их не удается.

Среди основных причин заболевания — факторы, связанные с функционированием головного мозга. Современные знания предполагают, что СДВГ вызывается изменениями метаболизма нейромедиаторов, которые отвечают за передачу стимулов от одной нервной клетки к другой. Если быть точным, речь идет о сниженной активности норадреналина (ответственного за концентрацию) и дофамина (контролирует стимулы и драйв) и серотонина (импульсивность, адаптирующее поведение к ситуации).

Суть заболевания в том, что перечисленные гормоны слишком быстро и очень интенсивно расщепляются. Следствием этого являются нарушения в передаче информации. Это, в свою очередь, вызывает проблемы с концентрацией внимания и импульсивностью. С практической точки зрения можно сказать, что мозг страдающих СДВГ не может справиться с блокировкой нерелевантных стимулов и правильно выбрать те, которые наиболее важны в конкретной ситуации. Вот почему больные многое забывают или легко отвлекаются. Среди факторов, предрасполагающих к возникновению СДВГ, также можно выделить перинатальные осложнения, курение и употребление алкоголя будущими мамами, отравление свинцом. Следует также подчеркнуть, что неправильные воспитательные методы, такие как чрезмерная строгость и гиперопека, способны привести к значительному усугублению симптомов этого заболевания. Тогда как правильное воспитание, наоборот, помогает скорректировать характер ребёнка — и тогда во взрослом возрасте признаки СДГВ будут почти незаметными.

Симптомы

Поведенческие особенности людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности особенности заметны с первого взгляда. Они проявляются в быту, на работе, а также в межличностных отношениях. Но дело в том, что их причина обычно бывает непонятна окружающим. Очень часто про людей, страдающих СДВГ, думают, что они плохо воспитаны, даже не догадываясь о том, что причина их чрезмерной импульсивности и несобранности заключается в проблемах со здоровьем.

Для постановки диагноза СДВГ, взрослый должен иметь по крайней мере 6 из 10 ниже приведенных симптомов, характерных для этого заболевания:

•  проблемы с концентрацией внимания,
  • импульсивность и гиперактивность;
  •  проблемы с одновременным выполнением двух действий;
  •  нетерпеливость;
  • частые перепады настроения;
  • неумение контролировать эмоции;
  • чрезмерная раздражительность;
  • неорганизованность и рассеянность;
  • низкая устойчивость к стрессам;
  • пониженная самооценка.

Со стороны люди с СДВГ нередко кажутся плохо воспитанными или витающими в облаках. Они способны повышать голос во время споров, перебивать собеседника, выдавать слишком бурную эмоциональную реакцию в ситуациях, требующих сдержанности и спокойствия. Такие люди не любят стоять в очереди, часто забывают о важных встречах и событиях, могут нечаянно оставлять свои вещи в самых разных местах. В квартире и на рабочем месте у них часто царит беспорядок.

Диагностика

Диагностировать сидром дефицита внимания и гиперактивности непросто, так как далеко не все люди, страдающие им, признают себя больными и обращаются за медицинской помощью. Вывод делается врачом психологом или психиатром на основании всестороннего обследования больного. В процессе постановки диагноза применяются различные психологические тесты, больному рекомендуют сделать энцефалограмму, а также МРТ мозга.

Специалисты выделяют три типа СДВГ:

1. Подтип с преобладанием импульсивности и гиперактивности. Чаще проявляется у мужчин.

2. Подтип СДВ с преобладанием синдрома дефицита внимания. Поставить диагноз сложнее, потому что пациенты не гиперактивны. Чаще проявляется у женщин.

3. Смешанный подтип, у которого дефицит внимания сочетается с гиперактивностью.

Очень важно не перепутать СДВГ с заболеваниями, имеющими схожую симптоматику.

Важно также понимать, что если человек рассеян или очень эмоционален, это ещё не говорит о том, что он болен. Диагноз синдрома двигательной гиперактивности и дефицита внимания у взрослых ставится только после предварительного исключения других психических заболеваний, а также травм головного мозга, нарушений метаболизма щитовидной железы.

Как помочь больному

СДВГ — коварный недуг, симптомы которого влияют не только на оценку пациентом окружающей среды, но и на его самовосприятие. Низкая самооценка, чувство отверженности и изоляции — вот лишь некоторые из проблем, с которыми сталкиваются люди, имеющие этот диагноз. Отсутствие лечения не только разрушает повседневную жизнь пациента, но также может привести к серьезным проблемам, таким как депрессия, тревожное расстройство, наркотическая и алкогольная зависимости.

В настоящее время считается, что если проявления СДВГ не обременительны для пациента и его окружения, терапия может быть ограничена психологическим консультированием, которое будет заключаться в обучении планированию и самоорганизации. Однако при тяжелых симптомах требуется фармакологическая поддержка. Пациентам рекомендуется принимать психостимуляторы или антидепрессанты, регулирующие неврологические нарушения.

Очень большое значение имеет положительный психологический настрой. Пациент должен понимать, что это заболевание не лишает его возможности сделать хорошую карьеру и создать счастливую семью.

Среди людей, страдающих этой болезнью, есть немало очень успешных и даже знаменитых на весь мир. В их числе: Томаш Эдисон (изобретатель фонографа и лампочки), Пабло Пикассо (художник), Эрнест Хемингуэй (писатель), Альберт Эйштейн (гениальный физик, создатель теории относительности), Уинстон Черчилль (премьер-министр Великобритании), Александр Грэм Белл (изобретатель телефона), Джон Ф. Кеннеди (президент США) и, наконец, Шер (певица), Вупи Голдберг (актриса) и Майкл Джордан (баскетболист НБА).

Отсюда следует, что жизнь человека с диагнозом СДВГ вполне может быть удачной и счастливой.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых

Рефлексотерапевт