К головной боли нельзя относиться легкомысленно. Как распознать симптомы и типы боли?

Головная боль - это состояние, о котором каждый знает на собственном опыте. Подсчитано, что от головной боли страдают хотя бы раз в год 90% численности населения. Голова может болеть по многим причинам, но стоит обратить внимание на симптомы, сопровождающие боль. Если помимо головной боли наблюдается рвота, недомогание, нарушение зрения или повышение температуры тела, это сигнал к быстрой консультации с врачом. Узнайте, почему болит голова.

Как распознать тип боли?

Головные боли - одно из самых распространенных недугов. Многие люди испытывают головную боль по крайней мере несколько раз в год по разным причинам. Боль, хотя она может быть очень неприятной, обычно не опасна для здоровья человека. Однако могут настораживать посттравматические боли, а также хронические и чрезвычайно сильные головные боли, мешающие нормальному функционированию.
Обратитесь к врачу, если у вас внезапная и очень сильная головная боль (впервые в вашей жизни она была такой сильной) и когда она быстро нарастает. Симптомы, связанные с головной болью, такие как лихорадка, рвота, судороги и проблемы со зрением, также требуют консультации с врачом. Особенно беспокоят головные боли, которые чрезвычайно односторонние, не поддаются лечению, связанные с травмой головы, возникающие у людей с онкологическими заболеваниями, беременностью и тромбозами.

Международное общество разделило головные боли на первичные и вторичные.

Вторичная боль всегда является следствием другого заболевания (гипертония, травма, гайморит ). Механизм возникновения боли в этом случае связан со смещением, давлением или натяжением внутричерепных структур, таких как крупные вены, артерии и мозговые оболочки. Вторичная головная боль также может быть следствием патологических изменений венозных синусов головного мозга, надкостницы или повреждения костей.
С другой стороны, первичная (спонтанная) боль - это группа заболеваний, в которую входят: мигрень, боль от напряжения, кластерная боль и односторонняя головная боль, сопровождающаяся гиперемией конъюнктивы и слезотечением. Среди самопроизвольных болей есть и головные боли неизвестного происхождения, которые мучают большинство людей. Это безобидные боли, которые приходят и уходят. Их можно успокоить обезболивающими. В случае первичной боли структурных изменений в головном мозге нет. Поскольку мозг не имеет сенсорных болевых рецепторов, считается, что головную боль вызывают скорее изменения в сосудах, нервах или несоответствующая секреция нейротрансмиттеров.

Мигрень

Головные боли мигрени в основном поражают женщин - ими страдают почти 15% их. Вопреки распространенному мнению, мигрень значительно отличается от других типов первичных болевых синдромов. Боль при мигрени обычно односторонняя, пульсирующая, от умеренной до сильной интенсивности и усиливается при нормальной физической активности. Резкий свет, шум и резкие запахи также усиливают интенсивность приступа.
Мигрень обычно длится 4-6 часов. Когда это время превышает 72 часа, это называется «состояние мигрени». Мигрень может возникать как с аурой, так и без нее. Аура мигрени - это не что иное, как состояние, которое предшествует или возникает в начале мигрени. Симптомами ауры в основном являются нечеткость зрения (например, пятна, видимые перед глазами), головокружение, онемение или покалывание в лице и конечностях, а также нарушения речи.

Естественный ход мигрени можно разделить на 4 фазы:

Первый этап - это так называемый фаза предупреждения или фаза тизеров с разной интенсивностью. Классически на этом этапе пациент испытывает усталость, смену настроения, чувство жажды или затекание шеи.
Вторая фаза - фаза ауры. Аура мигрени длится от 5 до 60 минут. В это время ощущаются такие симптомы, как нарушение зрения, мигание света, покалывание, головокружение, тошнота или рвота, нарушения речи.
Третья фаза связана с настоящей головной болью, которая может длиться от 4 до 72 часов. Боль односторонняя и пульсирующая, часто сохраняется, несмотря на прием обезболивающих.
Четвертая фаза - это пост-пароксизмальная фаза, в которой боль утихает. Головная боль может прекратиться постепенно или внезапно, например, после рвоты.
Лечение мигрени производится обезболивающими препаратами. Однако следует помнить, что первую дозу препарата следует принять как можно скорее, в самом начале боли. При лечении более тяжелых форм мигрени следует учитывать противорвотные средства.

Головная боль напряжения мышц

Головная боль напряжения мышц - самая высокая частота, составляющая до 80 процентов. все первичные болевые синдромы. Это происходит спонтанно, двусторонне и, в отличие от мигрени, не усугубляется во время упражнений. Часто сопровождается сокращением мышц головы, плеч и шеи. Ее продолжительность варьируется от нескольких часов до нескольких дней.
Причины боли при напряжении различны, наиболее частыми из которых являются обезвоживание, хроническая усталость, стресс, голод и чрезмерное употребление алкоголя.
Лекарства первого выбора от этого состояния - простые обезболивающие или нестероидные противовоспалительные препараты. В профилактических целях, рекомендованных пациентам с хронической головной болью напряжения, используются антидепрессанты.

Вегетативные головные боли (кластерные боли)

Первичные головные боли в этой семье встречаются крайне редко. Кластерная головная боль - это чрезвычайно сильная односторонняя боль в области глазницы, наиболее часто встречающаяся у мужчин. Он проявляется приступами очень сильной боли, обычно сопровождающимися так называемыми вегетативные симптомы, то есть покраснение и слезотечение, покраснение и потливость лица, ощущение закупорки и выделения водянистых выделений из ноздри, опущение века, сужение зрачка. Жалобы на той же стороне, что и боль. Человек, страдающий кластерной головной болью, также может испытывать внутреннее беспокойство, упадок сил, тошноту или рвоту. Лечение этого состояния чрезвычайно сложно, поскольку приступы возникают внезапно и непродолжительны.

Как справиться с головной болью?

Головная боль может сопровождать недомогание, перепады давления, инфекцию, пищевое отравление или болезнь. Если боль не вызывает беспокойства и ее интенсивность считается «нормальной», можно использовать безрецептурные обезболивающие. Отдых и сон обычно помогают при головных болях.
Поддержание «гигиенического образа жизни», то есть придерживаться правильного питания, регулярного отдыха и занятиям спортом, может снизить частоту приступов головной боли.
Усиливающаяся боль, более сильная, чем обычно, сопровождающаяся тревожными симптомами, такими как лихорадка, рвота, головокружение или нарушение зрения, требует консультации с врачом. Сильная головная боль после травмы или при тяжелом заболевании также требует консультации специалиста. В таких случаях лечение боли зависит от диагноза врача.

Как врач ставит диагноз?

Пациент, обращающийся к врачу с головной болью, должен ответить на вопросы о характере головной боли, ее частоте, состоянии здоровья, сопутствующих или перенесенных заболеваниях. Ваш врач может назначить анализы крови, а также визуализирующие исследования (рентген черепа и шейного отдела позвоночника), чтобы исключить повреждение нервной системы или возможное наличие других заболеваний. Дальнейшее ведение зависит от результатов фундаментальных исследований.

Записаться к неврологу в Москве можно по телефону +7 (495) 215 15 91 или с помощью онлайн-формы.

Головная боль, напряжения мышц, мигрень